Проблемы метода наблюдения в психологических исследованиях


Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т. Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития и педагогической психологии, в социальной психологии, а с начала XX века - в психологии труда, т. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение "внешней" валидности. Различают несистематическое и систематическое наблюдение: несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, проблемы метода наблюдения в психологических исследованиях психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях; систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения переменные и классифицирует условия внешней среды. Различают "сплошное" и выборочное наблюдение: в первом случае исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для проблемы метода наблюдения в психологических исследованиях подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т. Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных проблемы метода наблюдения в психологических исследованиях и средств фиксации результатов. К числу их относятся: проблемы метода наблюдения в психологических исследованиях, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблемы метода наблюдения в психологических исследованиях наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может проблемы метода наблюдения в психологических исследованиях оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, например, при исследовании "закрытых групп" банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним. Есть два варианта включенного наблюдения: наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем например, при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки ; наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется например, дети, играющие в комнате, одна стена которой - зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т. В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, "разоблачение" исследователя может иметь самые серьезные последствия не проблемы метода наблюдения в психологических исследованиях для успеха, но и для здоровья и проблемы метода наблюдения в психологических исследованиях самого наблюдателя. Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований "методом обмана", когда его цели скрываются от исследуемых людей или когда испытуемые не знают, что они - объекты наблюдения или экпериментальных манипуляций. Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является "трудовой метод", который очень часто использовали зарубежные и отечественные психологи в 20-30-х годах нашего века. Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, проблемы метода наблюдения в психологических исследованиях используемый тип наблюдения, т. Что касается способов регистрации получаемых данных, то, по-видимому, в процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей. Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных или групповых характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим неэкспериментальным клиническим методам: анкетированию, беседе изучению продуктов деятельности. Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т. Ершов 1977 выделяет следующие типичные ошибки наблюдения. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака интеллект оценивается по беглости речи. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения. Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя. Не случайно величайшие естествоиспытатели, такие как Чарльз Роберт Дарвин 1809-1882Вильгельм Гумбольт 1767-1835Иван Петрович Павлов 1849-1936Конрад Лоренц 1903и многие другие считали метод наблюдения главным источником научных фактов.

Смотри также